Сопротивление – это естественный защитный механизм психики, возникающий при адаптации к изменениям. Корень сопротивления может быть как на внутреннем уровне: страхи, желания, убеждения, нормы поведения, ценности, так и на внешнем: действия коуча.
Для того, чтобы снизить сопротивление клиента коучу необходимо быть наблюдательным и сделать первое предположение о его природе – сопротивление внешнее или внутреннее? А также о силе его проявления – можно ли продолжать работу с таким уровнем сопротивления клиента?
И здесь развилка, когда коучу необходимо сделать выбор: продолжать ли работу с максимальным вниманием к эмоциям клиента или пролить свет на сопротивление, возвращая клиенту свое предположение. Обратите внимание, что во втором варианте необходимо сохранять коуч-позицию и идти с помощью формулировок «Мне кажется, что...», «Верны ли мои предположения, что..?», «Какие эмоции вы сейчас испытываете?».
Проговаривание (вербализация) снижает сопротивление, выводя его из бессознательного на осознанный уровень. В случае продолжения работы при наличии сопротивления, можно попробовать такую технику, как «Смещение фокуса» с помощью перевода внимания клиента с преград и ограничений на возможности внешней среды. Вопросы: А как бы выглядела идеальная картина ситуации? Как бы вам хотелось, чтобы это было? В этом случае у клиента может произойти смена эмоционального состояния в процессе сессии и сопротивление будет снижаться само собой.