
На установочной коуч-сессии или первой встрече бывает так, что клиент отвечает вопросом на вопрос, фрустрирует коуча в процессе коммуникации для того, чтобы проверить его профессиональный уровень. На практике сопротивление чаще ярче у тех, кто не знаком с коучингом как с форматом, но само сопротивление гораздо глубже и связано с внутренними убеждениями и ценностями клиента.
Коучинг предполагает движение вперед или качественные улучшения, что зачастую сопровождается изменениями в поведении, убеждениях, смыслах и ценностях.
Э. Кюблер-Росс выделяет 5 стадий реагирования на изменения: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Запускает эти стадии, в том числе и внутреннее сопротивление, которое является естественным защитным механизмом психики и проявляется в процессе адаптации к изменениям.
Вам наверняка знакомы три эго-состояния: взрослый, родитель и ребенок по Э. Берну. Клиенты executive уровня большую часть времени пребывают в позиции взрослого или родителя, так как позицию ребенка в силу вызовов внешней среды они могут себе позволить далеко не всегда. Поэтому сопротивление клиентов executive уровня соответствует силе их позиции.
Оно может проявляться в хождении по кругу, искусному уходу от вопросов, обесценивании процесса, критике. Клиент может занять позицию строгого родителя, тем самым ставя коуча в позицию ребенка. Такая игра в первую очередь не полезна самому клиенту, так как не приводит к желаемому результату и тормозит процесс.
Чтобы снизить сопротивление, коучу необходимо его заметить и тактично, мягко спросить клиента о верности своих предположений. Действовать следует из позиции взрослого, основе партнерства и взаимодействия.