Если вы решили стать клиентом коуча

Опубликовано: 17.03.2023

Если вы решили стать клиентом коуча, то слушайте сюда.

Их, коучей, тоже надо уметь выбирать. Вот, например, порекомендовали вам парикмахера, а вы пошли к нему и увидели на расчёске чужие волосы, например. Или он начинает красить волосы, не спросив про аллергию. А рекомендодателю на это на всё «параллельно». А вам - нет.

Тут такая же история, товарищи - господа. Никакой сертификат вам ничего не гарантирует. И клиентские рекомендации тоже. Может, клиент был доволен от того, что коуч его бил портфелем по голове.

Я, конечно, разбираюсь лучше в коучинге для руководителей - топов и владельцев бизнеса (executive coaching), чем в «обыкновенном», но требования к компетенциям коуча одинаковы. Так что можете брать на вооружение.

Итак. Первое. Сначала знакомьтесь. Вы должны коуча видеть и слышать. Химия должна случиться. Полчаса бесплатно коуч обязан выделить на предварительную встречу (для уровня Exe это обязательное условие). Ведь коучу самому надо понять, насколько запрос для коучинговой работы. Если коуч этого не делает, значит он готов брать всё, что попадается. Бедолага. Нужен вам такой?

И ещё. Запомните! Основная задача коуча - сделать так, чтобы он как можно скорее стал вам не нужен. Поэтому, если Вам сразу «продают» больше 10 сессий, шлите коуча восвояси.


После встречи - знакомства у вас должно сложиться понимание

  • что такое коучинг в руках этого спеца
  • как он работает, этот спец
  • что вы получите
  • а также прозрачные финансовые условия.
  • !!! чувство, что вас выслушали и поняли. Если этого нет - не тратьте больше времени. Восвояси! (как я уже рекомендовала).

Важно:

  1. если коуч договорился с вами на 30-минутную встречу , но не уложился;
  2. говорил больше, чем слушал вас - то вы уже знаете, что делать. (См.выше). Сессии будут такие же.

Итак. Знакомство прошло. Оно было для Вас бесплатным, и вы сделали выбор.

Сессия идёт, и вы чувствуете, что вас что-то бесит. Вам неудобно коучу сказать. А зря. Вас бесить может очень даже по делу.

Что же чаще всего «бесит» клиентов? Один из раздражающихся факторов - «синдром психоаналитика». Название моё, не ищите в Википедии. Вы начали говорить, а коуч вцепился в блокнот и записывает за вами как стенографист. На вас не смотрит, строчит внимательно. Стоп. Это плохой признак. Опытный коуч знает, что в таком случае рвётся контакт с клиентом. Его просто нет, этого контакта! А ведь установление доверительных отношений - важнейшая профессиональная компетенция!

Хороший коуч запоминает, что слышит. Держит зрительный контакт с вами. И если делает пометки, то изредка и коротко. И вы об этом предупреждены - о возможных записях, об их целях и дальнейшей судьбе. Представьте: мне (как коучу) вице-президент банка или чиновник высокого ранга что-то рассказывает, а я строчу как оглашённая. Как клиент отреагирует? Правильно. С недоумением, мягко говоря. У нас, в exe-коучинге такая фишка не проходит. И клиенты не стесняются дать в лоб обратной связью. С учётом того, что конфиденциальность высока, к записям, которые коуч делает, относятся с вопросом. А если запись в гаджет, то вообще красная кнопка.

Так вот. Спросите у коуча, что он там строчит. Скажите, что запишете свои мысли сами при желании. Если он будет настаивать - типа надо по технологии, шлите лесом.

Коуч может вам ответить - «я вам всё отдам в конце встречи». Вы согласитесь и что? Вы получите каракули, написанные чужой рукой. Не ваш текст, не ваш смысл, не ваша систематизация.

Помните - на сессии конспект не нужен, его некогда читать, возможны только короткие пометки! После сессии на другой раз - тоже, уже будет другой кейс. Если нужно, коуч запишет значимые вещи в свой протокол после встречи.

Итак. Хороший коуч с вами в диалоге, а не занят конспектом. У хорошего коуча хорошая память и умение записывать временами только ключевые вещи.

Мы все привыкли думать за других. Быстро понимать, что собеседник имеет ввиду, и еще быстрее в своей голове решить, что ему делать. Избавиться от этой привычки невероятно сложно. Но для коуча просто необходимо. Чтобы помочь вам как клиенту найти путь, коучу надо убрать призму своего восприятия. Отключить привычную коучу систему решения вопроса. Сосредоточиться только на вас. И позволить вам смотреть туда, куда надо вам, а не коучу.

Например, моя знакомая, менеджер СЕО-1, обратилась к коучу подумать о своей карьере. И почувствовала себя на сессии не комфортно, когда коуч задавал много вопросов про её личную жизнь. Коуч решил, что жизнь такая просто никакая и при этом успешную карьеру не построишь. Может он и сто раз прав, этот коуч, а может и нет. Но клиентке думать в эту сторону было не интересно, она хотела про работу и своей личной жизнью была довольна.

Если вы такое заметили, спросите коуча, куда он клонит и что хочет. Дайте ему обратную связь, что вы думаете по этому поводу. Не копите раздражение. Оно может быть как реакция на вашу ситуацию, а может быть и на неуклюжее желание коуча нанести непоправимую пользу.

Вообще, это важнейшая базовая компетенция - коуч-позиция. Глазами клиента это так: вы чувствуете, что вы сами думаете и решаете, а не коуч "продавливает вас куда-то". Такого коуча надо на учебу и на супервизию.  

Мария Морозова

Основатель Executive Coaching Academy

Новости и анонсы

Следите за обновлениями в Академии executive коучинга. У нас регулярно проводятся онлайн-встречи и живые вечера в компании преподавателей и студентов.