Каждый человек в определенный момент жизни приходит к необходимости перемен в профессиональной деятельности. Кто-то меняет работу, кто-то продвигается по карьере, кто-то уходит в другую отрасль или открывает свое дело, уходит во фриланс или, наоборот, в найм. Но есть несколько моментов, когда состоявшийся профессионал покидает отрасль и выбирает в качестве продолжения своей карьеры коучинг. И здесь можно говорить о двух вариантах развития.
Первый – когда к определенному этапу специалист накапливает опыт и знания в своей сфере, и шаг по должности становится менее значимым, чем профессиональное развитие в своей области. Обычно в компаниях такие возможности развития ограничены. Тогда, если у человека есть, помимо всего прочего, интерес к людям и опыт руководства и обучения сотрудников своего подразделения, то возможен вариант менторства, то есть передачи опыта только в той сфере, в которой он является профессионалом.
Когда же хочется выйти из жестких рамок корпоративной системы и работать самому, уже выработано умение слушать и не навязывать свое мнение и способность систематизировать ту информацию, которую выдает человек, здесь самым подходящим приложением навыков является как раз коучинг.
Коучинг не предполагает обязательной экспертизы в узкой области. Но предполагает наличие определенного жизненного опыта – в бизнесе, в работе в организации, и умение задавать правильные вопросы, которые помогут клиенту самому прийти к решению своих задач. И если в менторинге и коучинге возраст специалиста нельзя точно обозначить, то, когда речь заходит об executive коучинге, то, чем старше коуч, тем более он востребован в силу наличия большего опыта руководства и общения на уровне топ-менеджмента, лучшего понимания образа жизни мыслей и круга вопросов своих клиентов.
Нужно ли учиться executive коучингу? Определенно, да. Причем, выбирая курс, важно обратить внимание не только на программу обучения, но и на состав группы и связи с профессиональным сообществом, потому что, во многом, успех коуча высших руководителей на первых порах определяется его умением правильно позиционировать себя на рынке и опытом – отработкой навыков на аудитории своего уровня и уровня своих потенциальных клиентов. Именно такой обмен опытом, возможность общения с коучами, возможность практики и супервизий в итоге позволяет успешно перейти на новый этап профессионального развития.